Увага! Офіційний сайт Української асоціації маркетингу
змінив адресу на uam.in.ua
Ви автоматично перейдете на нову сторінку через 50 секунд.


 
на головну
напиши нам
Добавить в избранное
  Поиск »    
 

 

 

 
Разместить рекламу

 







 




POSADA.com.ua :: Работа в Киеве, Харькове, Одессе, образец резюме










 

     


   Клуб директоров      





Члены клуба директоров




Клуб директоров

РИНОК МАРКЕТИНГОВИХ ДОСЛІДЖЕНЬ В УКРАЇНІ 2008 РОКУ: ЕКСПЕРТНА ОЦІНКА ТА АНАЛІЗ УАМ

РИНОК МАРКЕТИНГОВИХ ДОСЛІДЖЕНЬ В УКРАЇНІ 2007 РОКУ: ЕКСПЕРТНА ОЦІНКА ТА АНАЛІЗ УАМ

ЕКСПЕРТНЕ ОБГОВОРЕННЯ ПИТАНЬ, ПОВ’ЯЗАНИХ З МАРКЕТИНГОВИМИ ДОСЛІДЖЕННЯМИ

РИНОК МАРКЕТИНГОВИХ ДОСЛІДЖЕНЬ В УКРАЇНІ 2007:
ЕКСПЕРТНА ОЦІНКА ТА АНАЛІЗ УАМ

МАРКЕТИНГОВІ ДОСЛІДЖЕННЯ В УКРАЇНІ: РИНОК ЗРОСТАЄ!

ЗАСІДАННЯ КЛУБУ ДИРЕКТОРІВ УАМ.

РОБОЧА НАРАДА НА ІГОРІВСЬКІЙ

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО РУКОВОДСТВУ УКРАИНСКОЙ АССОЦИАЦИИ МАРКЕТИНГА

ОТВЕТЫ ДИРЕКТОРОВ

 

 

МАРКЕТИНГОВІ ДОСЛІДЖЕННЯ В УКРАЇНІ: РИНОК ЗРОСТАЄ!

Ірина ЛИЛИК,

генеральний директор УАМ

11 березня 2005 року в приміщенні КНЕУ відбулося чергове засідання Клубу директорів УАМ. На порядку денному були наступні питання:

•  обговорення основних підсумків діяльності УАМ в ІУ кварталі 2004 та на початку 2005 року;

•  підготовка до 6-ї міжнародної конференції “Маркетинг в Україні”;

•  експертна оцінка обсягу ринку маркетингових досліджень в Україні за підсумками 2004 року та прогноз на 2005 рік.

Учасники засідання прийняли до відома інформацію щодо державної реєстрації Третейського суду УАМ, а також логотипів УАМ та журналу “Маркетинг в Україні”. Було відзначено, що Інформаційний бюлетень УАМ почав виходити на регулярній основі. У зв'язку з цим пропонувалося розглянути ідею про створення на його основі інтернет-видання українських маркетологів - “Маркетинг-газети”.

Жваве обговорення викликала публікація в журналі ESOMAR “ Research World ” (березень 2005 року, с.12-14) на основі матеріалів, наданих редакцією журналу “Маркетинг в Україні”. Мова йде про опитування керівників дослідницьких компаній щодо особливостей діяльності маркетологів в період “помаранчевої революції” в Україні.

Керівники дослідницьких агенцій також прийняли до відома, що 6-а міжнародна конференція УАМ “Маркетинг в Україні” відбудеться 3-4 листопада 2005 року. Була сформована спільна позиція, згідно з якою в сучасних умовах центральним завданням конференції має бути обговорення відносин:

а) між замовниками та виконавцями маркетингових досліджень – вітчизняними товаровиробниками та дослідницькими агенціями;

б) між вищими навчальними закладами, які готують маркетологів, та роботодавцями, які формують реальне ринкове замовлення на фахівців з маркетингу.

Засновники засідання домовилися, що кожна компанія надішле в УАМ власний перелік проблемних питань, які доцільно зробити предметом дискусії – з метою їх подальшого узагальнення та врахування в процесі визначення секцій конференції та формування порядку їх роботи.

На засіданні була здійснена експертна оцінка обсягу ринку маркетингових досліджень в Україні (без урахування досліджень, що виконані власними маркетинговими службами вітчизняних підприємств-товаровиробників та операторів ринків).

Нагадаємо, що аналогічна оцінка, виконана рік тому (у березні 2004 року), визначила обсяг ринку за підсумками 2003 року у розмірі близько $14,6 млн. У тому числі близько $10,8 млн. (або 74 %) склав обсяг досліджень 29 маркетингових агенцій – членів УАМ. Прогноз на 2004 рік становив $17,5 млн., а темп зростання – 20 %.

Згідно з останньою оцінкою, обсяг ринку маркетингових досліджень у 2004 році склав близько $19,5 млн., тобто зріс відносно попереднього року майже на 34 %. При цьому $18,2 млн. припало на 38 маркетингових агенцій – членів УАМ, а оцінка їх частки на ринку зросла до 93 %. Остання обставина пов'язана як з випереджуючим зростанням крупних компаній взагалі, так і з вступом в УАМ нових членів з числа помітних учасників ринку. Зокрема, у 2004 році членами національної асоціації стали всі без винятку маркетингові агенції – члени ESOMAR в Україні.

Серед керівників маркетингових агенцій – членів УАМ переважає оптимістичний погляд на розвиток ринку у 2005 році. Прогноз зростання у поточному році – на 25 %, або до близько $24,4 млн. Це більш помірні темпи розвитку, ніж було досягнуто у 2004 році, однак вищі від минулорічних очікувань.

Наступне засідання Клубу директорів УАМ заплановане на 7 червня 2005 року – напередодні форуму “Промисловий маркетинг”.

 

16 липня 2004 року відбулося засідання Клубу Директорів УАМ.
Було прийнято два рішення.
Перше стосується створення бази недобросовісних інтерв'юерів. З метою мінімізації дискредитації сектору дослідницького ринку, компанії – члени УАМ пришли до погодження про необхідність створення єдиної бази даних недобросовісних Полевих співробітників.
Члени УАМ відповідально стверджують, що створення подібної бази не спрямовано на ущемлене конституційних та громадянських прав Полевих Співробітників, а формується виключно в якості додаткового інструменту обміну інформацією про професійні показники щодо Полевих Співробітників.
Друге – створення Третейського суду при УАМ на чолі з Бичек Олексієм (генеральний директор юридичної компанії “Вензель Груп”). Засідателі – Карпенко Олена (директор патентно-юридичної компанії “ТМ і Партнери”), Старостіна Алла (професор, завідувач кафедри міжнародної економіки Київського національного університету імені Тараса Шевченко), проф. Паніотто Володимир (національний представник ESOMAR в Україні), доцент Лилик Ірина (Генеральний директор УАМ).

 

16 березня поточного року компанія TNS Ukraine приймала гостей - директорів маркетингових дослідницьких агенцій-членів УАМ. На порядку денному фахового зібрання було два питання:

  • оцінка обсягів ринку маркетингових досліджень в Україні і темпів його розвитку;

  • обговорення проблем якості маркетингових досліджень, а також факторів, які на це впливають (вартість робіт, рівень оплати інтерв'юерів, типові питання, що виникають в процесі взаємодії з клієнтами тощо).

На засіданні було зроблено експертну оцінку обсягу ринку маркетингових досліджень в Україні. За даними УАМ, загальний обсяг маркетингових досліджень (без урахування досліджень, що виконані власними маркетинговими службами підприємств-товаровиробників та операторів ринків)проведених у 2003 році становив 14576000 дол. США (близько 77250000 грн). Прогноз на 2004 рік - 17500000 дол. США. (близько 92750000 грн), плановане зростання - 20,1%

З виступів на нараді:
Микола Чурілов (генеральний директор TNS Ukraine, м. Київ):
Шановні колеги!
Приємно відзначити, що ми, на відміну, скажімо, від наших російських колег, зуміли налагодити нормальні людські взаємини між керівниками маркетингових агенцій. Разом з тим додамо, що усі тут присутні - це перш за все конкуренти. За цих умов ми можемо поставити перед собою ряд стратегічних завдань.
По-перше, спільними зусиллями впливати на розвиток маркетингової культури наших клієнтів. Вони мають право чітко знати, на що можуть сподіватися і, відповідно, вимагати від нас як дослідників. Водночас вони повинні усвідомлювати, чого очікувати від нас просто нереально.
По-друге, ми мусимо, спробувати визначити обсяги того ринку, на якому працюємо.
По-третє, давайте поговоримо про ціни на наші дослідження. Кожен з нас чудово розуміє: якщо ціни пропонуються нижчими певного рівня, то неминуче постає проблема якості отриманої інформації та результатів досліджень.
Ігор Ткаченко (бізнес-директор TNS Ukraine, м. Київ):
Я думаю, одна з головних проблем - це те, що наші клієнти здебільшого взагалі не орієнтуються, що на ринку маркетингових досліджень є дорогим або дешевим, що робиться на високому рівні, добротно, а про що цього не скажеш. Насамперед це стосується вітчизняних компаній. Багато з них сьогодні швидко розвиваються, й необхідність маркетингових досліджень для власного успіху вони вже цілком усвідомлюють, проте правил роботи на нашому ринку вони не знають і в цінах не орієнтуються. Подібних проблем не виникає з мережними компаніями, які мають досвід роботи в різних країнах та знають про рівень цін.
Тому я вважаю за доцільне на сайті УАМ розмістити можливі нижчі ціни на конкретні види маркетингових досліджень, саме тоді можна говорити про якість виконаних робіт.
Володимир Ситай (керівник фірми ПриватІнформ, м. Кривий ріг):
Мій досвід свідчить, що в нашому колі доцільно обговорювати структуру витрат на дослідження. Адже ми показуємо це клієнтові перед укладанням договору й аргументуємо наші ціни.
Справді, варто дійти згоди щодо нижнього рівня оплати праці інтерв'юерів, оскільки це впливає на вартість польових робіт. Не забуваймо, що повноцінну інформацію може добути лише той працівник, який знає, що отримає реальну винагороду за реальну роботу.
Володимир Паніотто (керівник компанії KIIS, м. Київ):
Хочу звернути увагу шановних колег на те, що у нас на ринку сформувалася ненормальна ситуація з цінами на невеликі за обсягом замовлення. Саме при таких замовленнях ми закладаємо в кошторис низьку оплату інтерв'юерам, а на практиці - доплачуємо їм за рахунок інших проектів, тобто з власної кишені. Як наслідок, невеликі за обсягом дослідження стають для нас невигідними. Але ж основні замовники таких досліджень - це середні вітчизняні компанії, за якими - майбутнє.
Сергій Даскалу (президент Action Data Group, м. Дніпропетровськ):
Є проблема прозорості діяльності наших компаній. Не завжди нам хочеться говорити про ті чи інші труднощі або недоліки. Наприклад, іноді ми забуваємо, що наші інтерв'юери - це живі люди, які можуть помилятися або й свідомо йти на фальсифікації. В інтересах розвитку ринку та підвищення якості маркетингових досліджень інформацією про всі подібні випадки ми повинні обмінюватися в нашому колі.
Олег Сінаюк (генеральний директор New Image Marketing Group, м. Харків):
Шановні колеги! На жаль, нас (маю на увазі регіональні агенції) часто змушують демпінгувати саме провідні київські компанії. Іноді ви, кияни, про це навіть і не здогадуєтесь. Наприклад, ви навчили у Харкові бригадира своєї мережі інтерв'юерів. І ось така людина отримує певні знання та навички роботи на ринку, а потім починає свій маленький особистий бізнес, організовуючи виконання невеликих замовлень так би мовити "поза касою" та "власними силами". Зрозуміло, що має місце демпінг, а про якість говорити просто недоречно.
Тому я пропоную, щоб провідні київські компанії не витрачали зайвих ресурсів на розгортання власних мереж у регіонах, а розвивали договірні відносини з регіональними агенціями, принаймні у тих регіонах, де такі агенції є. В такому разі значно більше підстав твердити про якість та прозорість роботи. До того ж - ми члени однієї фахової асоціації.
Костянтин Бугера (керівник відділу досліджень, компанія SIREX Marketing Service, м. Київ):
Якщо ми говоримо про певні індикативні ціни, то у нас в основі ціноутворення має бути якесь мірило, наприклад - стабільна ціна одного контакту при проведенні польових робіт, і окремо - певна вартість здійснення аналітичної частини маркетингового дослідження (до польового етапу та після нього). В такому випадку зникне проблема порівняння вартості досліджень на 3.000 чи 300 анкет.
Надія Ворушило (директор Medical Data Management, м. Київ):
Якщо ми визначимо рівень можливих найнижчих цін на проведення тих чи інших видів досліджень, то на практиці вони стануть найвищими. Уявіть собі ситуацію: рекомендовані найнижчі ціни з'явилися на сайті УАМ. А після того спробуйте переконати потенційного замовника, що дослідження різних ринків можуть коштувати по-різному! Наприклад, наша компанія працює на доволі специфічному фармацевтичному ринку, на якому розцінки на проведення досліджень цілком обґрунтовано відрізняються від цін на дослідження ринків, скажімо, харчових продуктів. Підвищувати ж рівень освіченості клієнта - це заняття досить дороге, до того ж далеко не завжди гарантує успіх.
Марія Купчинська (керівник департаменту досліджень СТАТІНФОРМКОНСАЛТИНГ, м. Київ):
Сьогодні ми працюємо на ринку покупця, з чим я нас з вами і вітаю. При визначенні вартості конкретних проектів кожна компанія виходить з багатьох чинників, у тому числі з власних міркувань щодо розміру можливих знижок для конкретного клієнта. Тому, визначаючи індикативні ціни на проведення досліджень слід відокремлювати польовий та аналітичний етапи, тоді споживачі наших послуг зможуть більш об'єктивно співставляти ціни дослідницьких пропозицій.
Цілком погоджуюся з колегами, що нашій галузі потрібен PR. Однак зауважу, що в нашій ситуації завдання PR полягають не стільки у визначенні та оприлюдненні індикативних цін (звичайно важливо, але це тактика), скільки у підвищенні компетенції споживачів послуг. Якщо ми вже надали нашому споживачеві право обирати, то настав час навчити його розбиратися, що до чого.
Сергій Феофілов (генеральний директор УкрАгроКонсалт):
Наша компанія брала свого часу певну участь у встановленні індикативних цін на для експорту та імпорту сільгосппродукції. Хочу зазначити, що ціни контрактів і справді були дуже близькі до індикативних цін. Однак, як мені здається, за той період, що минув з середини 90-х років, ринок в Україні змінився він значно розширився, зокрема на ринок маркетингових досліджень прийшло більше замовників. На жаль, це також призвело до того, що саме в цей ринок кинулось багато некваліфікованих виконавців, які бажають заробити гроші негайно, не враховуючи проблем розвитку галузі, її майбутнього. Я вважаю, що сьогодні доцільно говорити про встановлення індикативних цін для захисту якості роботи на цьому ринку. Однак кожна така ціна мусить мати велику кількість обмежень. Можливо доцільно провести стратифікацію за певною ознакою, а відтак маємо ще збиратися і по кожному окремому випадку обговорювати ціни. Проте це потребує і великої PR роботи.
Юрій Чаруха (директор компанії Український Медіа Монітор, м. Київ):
Нам потрібно звернути увагу на взаєморозуміння. Лише наша добра воля може диктувати нам, яких цін притримуватися. Однак я хочу підкреслити, що "правильні ціни", що дають змогу провести відповідної якості дослідження, це застава для нашого майбутнього і вимога часу. Тут висловлювалася ідея розділити дослідження на часті. Є польові роботи, а є інтелектуальна частина. На наш погляд, якщо торкатися ціни, то можна говорити лише про ціни на польові роботи. І обов'язково потрібно враховувати накладні витрати. Оцінити інтелектуальну працю за якимось одним критерієм надзвичайно важко.
Гліб Проненко (директор SC "DOM", м. Київ):
Ми маємо розглядати ціни на кількісні дослідження з урахуванням процесу збирання інформації, але без підготовчого етапу та наступної аналітики. Споживач має бути впевнений, що інформація збирається з дотриманням усіх норм проведення соціологічних і маркетингових досліджень, починаючи з перевірки анкет, інструктажу інтерв'юерів, і закінчуючи багаторівневим контролем зібраної інформації. Усі ці дії вимагають витрат людських ресурсів та часу.
Звичайно, якщо клієнта не турбує надійність і валідність інформації, або якщо він вірить "на слово" досліднику, то ціна може бути якою завгодно низькою. Наприклад, якщо замовника влаштовує, що частина респондентів дещо "не відповідає"" цільовій аудиторії, модератор не має досвіду маркетингової діяльності, а фокус-група збирається не в спеціальному приміщенні, то дослідження такої групи цілком може коштувати і 300 у.о. Моє улюблене пояснення: "Панове, ви оплачуєте витрати на якість!"
За підсумками обговорення учасники засідання Клубу директорів УАМ дійшли згоди щодо необхідності продовження обговорення проблем якості маркетингових досліджень.

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО РУКОВОДСТВУ УКРАИНСКОЙ АССОЦИАЦИИ МАРКЕТИНГА.


Данным письмом мне бы хотелось продолжить обсуждение вопроса, поднятого на рабочем совещании в рамках Клуба Директоров компаний - членов УАМ, проходившего 16 марта 2004 года.
Украинский рынок маркетинговых услуг, на данный момент, переживает наихудшие времена, что связано с резким падением стоимости проведения исследований. Это вызвано рядом причин, среди которых появление непрофессиональных операторов данного рынка - частных лиц (бригадиров крупных национальных компаний), которые за счёт оплаченной сети интервьюеров со стороны крупных компаний, предлагают свои услуги по проведению исследований по ценам в 4-5 раз ниже рыночной. Такая цена вызвана низкими накладными расходами, привлечением сторонних социологов и маркетологов (зачастую теоретики - преподаватели, аспиранты), неуплатой налогов и невысоким уровнем рентабельности, так как полевые этапы проведения исследований не являются для таких лиц основным родом деятельности.
Как следствие, уровень качества таких исследований низкий, что, в свою очередь, дискредитирует маркетинговые исследования в Украине в глазах потенциальных заказчиков.
На вышеуказанном совещании, руководители компании согласились с тем, что данная проблема существует, и приобрела общенациональный характер.
Таким образом, мы предлагаем компаниям, проводящим исследования по Украине, рассмотреть вариант отказа от услуг частных лиц и, для проведения исследований в регионах, обращаться к услугам непосредственно маркетинговых компаний - членов УАМ. В свою очередь, региональные компании также должны будут отказаться от проведения полей для компаний нечленов УАМ, в случае если предложенный размер оплаты проведения поля ниже утверждённого компаниями-членами УАМ нижнего предела оплаты. Это не позволит компаниям, нечленам УАМ, демпинговать за счёт дешёвой сети интервьюеров.
Для всех операторов рынка маркетинговых услуг данное решение проблемы является положительным фактором:
1. Национальные компании получат ответственных субподрядчиков и опытных интервьюеров, постоянно проводящих исследования. Не будет более необходимости тратить время на организацию мероприятий по улучшению качества работы интервьюеров, так как это будет уже вопросом региональной компании, заинтересованной в максимальном качестве своих услуг. Также, это позволит значительно снизить накладные расходы, связанные с содержанием сети в регионах.
Демпингующие компании потеряют возможность использования чужих (оплаченных, соответственно дешёвых) сетей и будут вынуждены или стать членом УАМ (соответственно поддержать нижний предел стоимости маркетинговых исследований) или поднять стоимость своих услуг.
2. Региональные компании, получат возможность приблизить стоимость своих услуг до уровня справедливых, что даст им возможность развиваться (открытие фокус-комнат, call-центров с уверенностью, что данные помещения будут востребованы, если даже не для своих целей, то для сдачи в аренду компаниям - партнёрам).
3. Украинская Ассоциация Маркетинга сможет увеличить количество коллективных членов не только за счёт крупных киевских компаний, но и за счёт региональных компаний.
4. Украинский рынок маркетинговых исследований обретёт цивилизованные формы, что позволит поднять имидж украинских маркетинговых компаний.
Принимая во внимание всё вышесказанное, просим вас рассмотреть возможность реализации данного предложения и, в случае одобрения со стороны компаний-членов УАМ, разработать механизмы и критерии отбора региональных компаний, как партнёров по проведению исследований в регионах.

С уважением,
генеральный директор
"New Image Marketing Group"
Синаюк О.Ю.

Ответы и размышления по этому поводу директоров компаний:

Мария Купчинская
руководитель департамента исследований
информационно-аналитического агентства
"СТАТИНФОРМКОНСАЛТИНГ"
Уважаемые коллеги,
Благодарю всех вас и Украинскую Ассоциацию Маркетинга за поддержку инициатив развития и регулирования отрасли и повод к размышлениям. Нахожу вчерашнее обсуждение чрезвычайно полезным, посему изложу некоторые свои соображения.
Независимо от мотивов инициаторов обсуждения, озвученные вопросы безусловно актуальны. И, хотя контекст ситуации остался за кадром, и речь шла лишь об отдельных аспектах более глобального процесса, прокомментирую основные из них.
Об индикативных ценах и подходе к ценообразованию.
Прежде чем приступать к определению уровня индикативных цен следует решить вопрос сопоставимости калькуляций.
Для этого следует разводить стоимость интеллектуальной (аналитической) части исследования (начиная от постановки задач, разработки дизайна исследования, включая работу над выборкой и анализ данных) и "технической" - сбора информации (полевого этапа) и процедур первичной обработки данных.
Разумно также определить, что входит (может входить) в "техническую" стоимость исследования, тогда Клиент скорее избежит недоразумений при оценке исследовательских предложений. В идеале Клиент должен знать, исходя из чего рассчитывается цена, что входит/не входит в этот пакет, тогда можно будет говорить об адекватном сопоставлении цен предложений.
Индикативная цена может распространяться на "техническую" часть ординарных с точки зрения задач и выборки исследований и включать стоимость:
- полевых работ
- первичной обработки данных
- технического отчета
- накладных расходов
Себестоимость полевых работ - не единственная (хотя часто основная) определяющая рыночной стоимости исследования, поэтому индикативные цены вряд ли могут распространяться на интеллектуальную часть исследования.
О контексте.
Не вдаваясь сейчас в нюансы, замечу, что происходящее на самом деле говорит о том, что рынок исследовательских услуг не сформирован, вернее, находится в стадии реформирования.
Рынок продавца, когда одно ординарное интервью "весило" 10-20 у.е. к счастью ли, к сожалению ли, в прошлом. Сегодня это рынок покупателя, с чем я нас с вами и поздравляю. Это значит, что за клиентов нужно сражаться безупречным качеством и прочими достойными уважения легальными способами. Также это значит, что мы неизбежно станем более внимательны к своему Клиенту с ЕГО ПОТРЕБНОСТЯМИ и более изобретательны в способах их удовлетворить. Неисчерпанные же исследовательские амбиции и научное самолюбие мы вполне можем инвестировать в исследования рынка собственных услуг, изучение наших потребителей, конкурентов, (сегментацию и типологизацию, как мы любим говорить) и т.д., пользуясь имеющимися в нашем распоряжении инструментами и опытом. Потому что, как ни парадоксально это звучит, сегмент "Маркетинговые исследования" рынка исследовательских услуг в Украине НЕ ИССЛЕДОВАН, а исследовательские компании НЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНЫ. Более того, и проблема недобросовестной конкуренции (я имею в виду неандертальцев социологии и маркетинга и явления порядка "репрезентативные фокус-группы" и "долгосрочные прогнозы поведения потребителей на основании опроса 20 человек за 3 рубля"), и поднятые вопросы ценообразования говорят о том, что большинство услуг исследовательских компаний также не позиционировано.
Абсолютно согласна с коллегами: PR отрасли необходим. Однако замечу, что в нашей ситуации PR-задачи сводятся в первую очередь не столько к определению и обнародованию индикативных цен (это, безусловно, важно, но это скорее тактика), сколько к ПОВЫШЕНИЮ КОМПЕТЕНЦИИ потребителя услуг. Раз уж мы дали возможность нашему ПОТРЕБИТЕЛЮ ВЫБИРАТЬ, пора НАУЧИТЬ ЕГО РАЗБИРАТЬСЯ.
С искренним почтением к коллегам,

Юлия Шумко
Operations manager Ukraine&Belarus
Благодарю Вас за переданную информацию. Дискуссия , действительно, интересна и полемична во многих аспектах. Некоторые из освещенных вопросов частично затрагивают и нашу компанию, которая неоднократно сталкивалась с ценовыми войнами со стороны отдельных исследовательских компаний (преимущественно местных). Корпоративно-интернациональный характер наших исследований (очень часто мы проводим межстрановые проекты по эксклюзивно разработанным методикам) размывает четкость и индикативность отдельных ценовых составляющих некоторых проектов ( особенно их аналитической части). В связи с этим, в случае Синовейт, имеет смысл говорить лишь о соотношении цена-качество "полевой части" типовых исследований и именно по ним проводить сравнительный конкурентный анализ.
Марина Лацис "МАГ", г. Винница
Судя по ответам, тема не просто интересная и актуальная, она своевременна сегодня.
Хочу добавить, что законы маркетинга распространяются и на исследовательский рынок. "Грамотный" клиент прекрасно знает цену маркетинговой информации, он задает уровень и выдвигает требования к качеству работы. С таким клиентом действительно творишь, выполняя профессионально техническую сторону работы, а творческая приносит обеим сторонам эффект. В таком случае клиент получает то, что он заказывал и даже больше. Если у клиента стоит на первом место цена - о чем речь, господа?
В дискуссии поднята интересная тема: что есть сегодня рынок маркетинговых исследований в Украине? Хочу поставить еще один вопрос: какой он будет завтра? Ведь формируем его мы, господа маркетологи! Что посеем, то и пожнем.
На мой взгляд, сегодня нам не хватает общения, совместных действий, а небольшим региональным компаниям - опыта. На базе УАМ, действительно нужно встречаться, обсуждать вопросы развития, делиться опытом, разрабатывать стратегию формирования рынка маркетинговых услуг и т.д. т. п. Конференции, встречи нам просто необходимы! Давайте растить наше детище красивым и здоровым.
Елена Храмцова PR&Business Development Manager, UMG

Мы внимательно ознакомились с письмом нашего коллеги и поддерживаем инициативу г-на Синаюка О.Ю. относительно повышения качества маркетингових исследований и цивилизованной работы на рынке.
Действительно, на рынке маркетинговых исследований работает множество мелких компаний, предлагающих более низкие цены за те же услуги. Уровень качества таких исследований вызывает определенные сомнения. Себестоимость хорошего исследования не может быть низкой, соответственно, оно не может стоить дешево.
Но мы не согласны с утверждением г-на Синаюка О.Ю., что "рынок маркетинговых исследований переживает наихудшие времена" и виноваты в этом в том числе и бригадиры крупных национальных компаний, и, как следствие - уровень качества исследований, предлагаемых теми же крупными национальными компаниями, низкий.
Во-первых, рынок маркетинговых исследований не переживает наихудшие времена, а, наоборот, динамично развивается. Есть, конечно, свои проблемы, но нельзя утверждать, что они связаны с резким падением стоимости проведения исследований. Напротив, можно отметить тенденцию к постепенному повышению стоимости.
Во-вторых, если бы крупные национальные компании проводили исследования на низком уровне, клиенты не обращались бы к ним вновь и вновь.
На самом деле проблемы, упомянутые в письме, все-таки в большей степени являются проблемами каждой отдельно взятой компании. И становятся проблемами клиента, который не смог правильно сориентироваться на этом рынке.
Известные исследовательские агентства с хорошей репутацией (что подразумевает высокий уровень предоставляемых услуг) работают в соответствии со стандартами ESOMAR и УАМ, этическим кодексом АМА и имеют в своей структуре отдел контроля качества.
Такие компании, как правило, имеют собственную сеть интервьюеров во всех регионах Украины и отработанный механизм работы с ними. Все интервьюеры и региональные представители проходят регулярное обучение. И, если возникают проблемы с качеством проведения интервью (что очень быстро отслеживается как отделом контроля, так и специально разработанным программным обеспечением для ввода анкет), то компания может оперативно решить их самостоятельно. Опять же, в каждой компании существует механизм воздействия на недобросовестных работников, политика подбора персонала и пр. И, поверьте, известная компания не будет рисковать своей репутацией, чтобы сэкономить "пять копеек".
Мы приветствуем и поддерживаем появление и развитие исследовательских компаний на региональном рынке. И совершенно не против того, чтобы эти компании развивались и конкурировали с известными исследовательскими агентствами и поднимали свой имидж. Конкуренция существует на всех рынках во всем мире. Однако, с нашей точки зрения, административное регулирование рынка маркетингових услуг не приведет к желаемому результату.
А заказчикам мы можем порекомендовать быть осторожными при выборе агентства и всегда помнить, что хорошее исследование не может стоить дешево.
Татьяна Желтомирская General Manager TouchPoll Ukraine

Мне очень приятно, что исследовательский рынок движеться к цивилизованным отношениям, у нас уже вся работа построена так. Регионально мы представлены полноценными офисам компании TouchPoll, профессионально обслуживающими свой регион и осуществляющими свою часть национальных проектов компании.
По информации наших региональных офисов, описанная Олегом проблема действительно серьезная.
Федор Нестеров - Директор: ООО "С та М" Консалтинговые и юридические услуги

Что же касается мнения, должен сказать, что письмо является очень интересным и своевременным, однако меры, предлагаемые автором, нереальны и однозначно не приведут к желаемому им результату.
Своевременность письма в том, что оно свидетельствует о наступлении определенного кризиса в работе маркетинговых вообще и исследовательских работ в частности компаний и о том, что что-то нужно делать. Как бизнес-консультант с большим стажем я неоднократно наблюдал подобные кризисы в различных отраслях, поэтому мы можем подойти к обсуждению данного вопроса уже с некоторым багажом знаний.
Признаки очевидны:
совокупное действие двух факторов ( уменьшение количества заказов на исследования и появление большого количества конкурентов, готовых выполнять ту же работу по сниженным ценам) приводит к падению доходов фирм, проводящих исследования.
Подобную картину все мы наблюдали неоднократно в самых различных отраслях. Парикмахерские жалуются, что появилось большое количество новых салонов, где "необученные как надо" мастера людей неправильно и слишком дешево стригут. Большие проектные институты жалуются, что небольшие частные мастерские не так как надо проектируют дома и т.д. и т.п.
И все они в качестве средства решения проблемы предлагают:
1) Принудительно уменьшить количество участников путем введения сертификации (лицензирования, контроля, образовательного ценза или другого ограничительного признака) с целью повышения качества работы и с обязательными привилегиями для старых участников рынка
2) Законодательно закрепить какой-то минимальный "справедливый" уровень цен, ниже которого работать нельзя.
НИКОГДА И НИГДЕ ЭТО ЕЩЕ НЕ СРАБОТАЛО!
Сомневающиеся могут обратиться к теории бизнеса и зарубежному опыту.
Поэтому, имеет смысл встретиться еще раз и обсудить более реальные способы решения данной проблемы.
УАМ может выступить в качестве организатора встречи и сбора предварительных мнений.
Готов принять участие во встрече и объяснить свою позицию более подробно.
Юрий Чаруха - директор компании UMM

Действительно, все перечисленные в письме факты имеют место. Однако, в виду того, что компания «Украинский Медиа Монитор» проводит достаточно специализированные исследования в области, которая требует обеспечения региональных представителей дорогостоящей фототехникой, мы не можем сейчас перейти на предложенную г-ном Синаюком схему. Наша позиция обусловлена спецификой деятельности компании. Тем не менее, следует отметить, что мы имеем положительный опыт сотрудничества с региональными исследовательскими компаниями и заинтересованы в расширении такого сотрудничества. Таким образом, компания «Украинский Медиа Монитор» приветствует деятельность по созданию единого «поля», доступ к которому будет открыт для всех членов Ассоциации. На наш взгляд наиболее эффективным средством борьбы с некачественными - дешевыми исследованиями может быть хорошо обдуманная компания в медиа объясняющая, почему исследования, стоимость которых ниже определенного уровня, не могут быть ликвидными.

Своє повідомлення Ви можете залишити за адресою: uma@kneu.kiev.ua

 

   

 

  Наши координаты:
03057, Киев-57
пр.Победы, 54/1, оф.436
тел./факс. +38 (044) 456-08-94; 459-62-09
uma@kneu.kiev.ua

© 2001-2010
Украинская Ассоциация Маркетинга